ПОЛОЖЕНИЕ о проведении самоконтроля
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение разработано в соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь, Концепцией совершенствования государственного контроля в национальной системе образования Республики Беларусь, Положение о государственном контроле над обеспечением качества образования в Республике Беларусь, Уставом школы , регламентирует содержание и порядок проведения самоконтроля администрацией Государственного учреждения образования «Средней школы №26 г. Гомеля» (далее –школа).
1.2. Самоконтроль — главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под самоконтролем понимается проведение членами администрации наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетентности за соблюдением работниками гимназии законодательных и иных нормативных актов Республики Беларусь.
1.3. Основу самоконтроля составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса, на оказание методической помощи педагогическим работникам с целью совершенствования и стимулирования развития его профессионального мастерства.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САМОКОНТРОЛЯ
2.1. Главной целью самоконтроля является установление соответствия функционирования и развития образовательного процесса в учреждении образования требованиям государственного стандарта общего среднего образования с установлением причинно-следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного процесса.
Целью при осуществлении непосредственного контроля за образовательным процессом являются:
- совершенствование деятельности педагогического коллектива по обеспечению доступности, качества и эффективности образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности;
- выявление и реализация профессионального потенциала членов педагогического коллектива;
- выявление и реализация образовательного потенциала учащихся, отслеживание динамики всестороннего развития личности;
- обеспечение функционирования учреждения образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оснащению и организации образовательного процесса.
2.2. Задачи самоконтроля:
- обеспечить контроль за соблюдением законодательства в области образования, выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, принятие мер по их пресечению;
- провести анализ и экспертную оценку эффективности результатов деятельности педагогических работников с целью повышения ответственности за внедрение передовых, инновационных технологий, методов и приемов обучения;
- изучить результаты педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса и разработать на этой основе предложения и рекомендации по распространению педагогического опыта, устранению негативных тенденций;
- оказать методическую помощь педагогическим работникам в процессе контроля;
- осуществить мониторинг достижений учащихся по отдельным предметам с целью определения качества усвоения учебного материала в соответствии с динамикой развития учащегося;
- обеспечить проверку выполнения каждым работником гимназии должностных обязанностей и поручений по выполнению плана работы учреждения образования;
- совершенствовать систему контроля за состоянием и ведением документации.
- ФУКЦИИ И ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ
3.1. Функции самоконтроля:
- информационно-аналитическая;
- контрольно-диагностическая;
- коррекционно-регулятивная.
3.2. Направления самоконтроля:
3.2.1.учебный процесс:
- Выполнение учебных программ.
- Персональный контроль за работой учителя.
- Подготовка и проведение государственной (итоговой) аттестации.
- Уровень сформированности метапредметных, личностных и предметных компетенций.
- Индивидуальная работа с высокомотивированными и одаренными детьми.
- Качество предметной внеурочной деятельности.
- Качество ведения документации (классные журналы, дневники, личные дела, календарно-тематическое планирование поурочное планирование).
- воспитательный процесс:
- Уровень воспитанности учащихся.
- Уровень общественной активности учащихся.
- Качество работы классных руководителей, педагога-организатора.
- Уровень здоровья и физической подготовки учащихся.
- Качество профилактической работы.
- методическая работа:
- Методический уровень учителя.
- Повышение квалификации педагогов.
- Качество работы методических объединений.
- Результативность работы педагогов по отдельным направлениям работы (обобщение опыта педагогической деятельности, организация методической работы).
- исследовательская и инновационная деятельность:
- Уровень подготовленности педагогов к инновационной деятельности.
- Научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов.
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса:
- Степень психологического комфорта (дискомфорта) учащихся, учителей.
- Психологическая подготовленность коллектива к решению какой- либо проблемы, введению какой-либо новой структуры.
- Степень удовлетворённости качеством образовательного процесса.
- обеспеченность образовательного процесса необходимыми условиями:
- Охрана труда.
- Санитарно-гигиеническое состояние.
- Обеспеченность учебно-техническим оборудованием, современными техническими средствами обучения.
- Обеспеченность учащихся горячим питанием.
- ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
4.1. Виды контроля:
- тематический: классно (комплексно) - обобщающий, тематически-обобщающий, предметно-обобщающий, персональный;
- фронтальный: обзорный (изучение документации), предметный (мониторинг учебных достижений по итогам четверти, результаты ЦТ, РТ, уровень образовательной подготовки);
4.2. Виды самоконтроля по периодичности контроля:
- входной (в начале учебного года);
- предварительный (предварительное знакомство, перед проведением итоговых контрольных работ, перед экзаменами в выпускных классах, проверка готовности к новому учебному году);
- текущий (непосредственное наблюдение за образовательным процессом, после изучения темы, результаты успеваемости за четверть, полугодие);
- промежуточный (результаты успеваемости на конец учебного года);
- итоговый (изучение результатов работы за учебный год, итоговая аттестация выпускников IX,XI классов).
4.3. Формы и методы самоконтроля:
- анкетирование
- тестирование
- социальный опрос
- мониторинг
- наблюдение
- посещение учебных занятий
- изучение документации
- беседа
- анализ результатов учебной деятельности
- устный опрос
- контрольные работы по текстам администрации
- ОСНОВАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
- плановый контроль;
- заявление педагогического работника на повышение (подтверждение) квалификационной категории;
- обращения граждан.
- ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМОКОНТРОЛЯ
6.1. Самоконтроль осуществляет директор, его заместители, руководители МО.
При осуществлении самоконтроля директор издаёт приказ о сроках и теме предстоящего контроля, создании комиссии, устанавливает сроки предоставления итоговых материалов.
Председатель комиссии разрабатывает памятку-программу осуществления контроля, которая доводится до сведения педколлектива.
Продолжительность тематического и комплексного контроля не должна превышать 20 дней с посещением не более 5 уроков и других мероприятий у одного учителя.
- Циклограмма самоконтроля включает в себя:
- издание приказа на организацию самоконтроля с утверждённой программой изучения деятельности, составом комиссии и конкретными сроками.
- проведение мероприятий по осуществлению контроля (инструктивно-методические мероприятия, методические, коррекционные, диагностические мероприятия).
- систематизация аналитических материалов с ознакомлением педагогов.
- заслушивание результатов контроля на педагогическом совете (совещании при директоре, заместителе директора, заседании МО и т.д.) с конкретными рекомендациями, поручениями, решениями.
- издание приказа по итогам контроля.
- контроль за соблюдением данных рекомендаций, поручений, решений.
- Результаты самоконтроля оформляются в виде аналитической справки, информации, отчёта о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, их анализ, выводы и предложения.
Педагогические работники после ознакомления с результатами самоконтроля должны поставить подпись под итоговым материалом либо на бланке контроля. Они вправе сделать запись о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным вопросам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома.
- ДОКУМЕНТАЦИЯ
- Перспективный план самоконтроля на пять лет.
- План самоконтроля на учебный год в рамках годового плана работы учреждения образования.
- Аналитическая информация по итогам самоконтроля.
- Перечень управленческих решений по итогам самоконтроля (приказы, перечни поручений, листы контроля).