В соответствии с инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» в рамках реализации проекта в ГУО «Средняя школа №26 г.Гомеля» создан
Руководителем является
Микулич Елена Валентиновна,
педагог-психолог.
Внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение
Внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение
Первое условие воспитания растущего человека – душевное единение внутри семьи, прочные связи между всеми ее членами. Там, где семья разобщена, – дети чувствуют себя чужими и чуждыми родителям.
Второе условие – интенсивное общение без невидимых разделительных стен и нравственных перегородок. Так как именно в семье ребенок может и должен приобрести богатый жизненный опыт, очень важно, чтобы были созданы условия для передачи такого опыта.
Третье условие – искренность. Очень важно, чтобы внутри семьи слово не расходилось с делом.
Четвертое условие – договороспособность, она же ‑ компромиссность. Жизнь конфликтна. Да и любое воспитание протекает в сплошных конфликтах. Там, где стремятся находить максимально разумные выходы из возникающих проблем, – наилучшая школа семейного воспитания.
Время – воспитанность
Если в экономике «время – деньги», то в педагогике «время – воспитанность». Чем больше в семье уделяется времени детям, тем более воспитанными людьми они вырастают.
Там, где родители много времени проводят с детьми, ‑ дети:
- имеют наиболее точную, объективную самооценку (правильно представляют свои сильные и слабые качества);
- проявляют особую чуткость (доброжелательность) к окружающим и, как правило, адекватны окружающей среде;
- обладают чувством собственного достоинства и уважают чужое достоинство;
- преуспевают в жизни.
Сравнение – мать учения
Иногда говорят, что на чужих ошибках никто не учится. Но это не так – хорошие семьи потому и хороши, что умеют сравнить себя с другими семьями, перенять чужой положительный опыт и избавиться от собственных недостатков на чужом негативном примере. Если семья в целом постоянно сама себя улучшает, то и дети в ней становятся все лучше и лучше – то есть воспитываются по-настоящему.
Хотя, конечно, не всякое сравнение на пользу. Родители начинают сравнивать своих детей с чужими детьми, чтобы дать своим чадам положительный пример, но при этом умудряются унизить и оскорбить собственного воспитанника.
Правильно воспитывают не того ребенка, перед которым ставят абсолютно недостижимые цели, побуждая его стать гением или «лучше всех во всех отношениях», а того, которого любят таким, как есть, всячески помогая ему стать тем, кем он может стать на самом деле.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №26 Г.ГОМЕЛЯ»
НА 2020-2021 учебный год
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1-е классы |
||||
1. |
«Помощь родителей – какой она должна быть? Правила передачи ответственности». |
август |
Лекция |
Педагог-психолог Микулич Е.В. |
2. |
«Семья и ее значение в воспитании детей». |
октябрь |
Дискуссия |
Педагог-психолог Громова Е.Н., классные руководители |
3. |
Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
ноябрь |
Беседа |
Классные руководители, педагог-психолог Громова Е.Н. |
4. |
В Новый год без правонарушений. |
декабрь |
Лекция |
Педагог социальный Иванькова В.В., Классные руководители |
5. |
Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положит. эмоций ребенка |
апрель |
Психологи-ческий тренинг |
Педагог-психолог Громова Е.Н. |
2-е классы |
||||
1. |
«Семья и ее значение в воспитании детей». |
октябрь |
Дискуссия |
Педагог-психолог Громова Е.Н., классные руководители |
2. |
В Новый год без правонарушений. |
декабрь |
Лекция |
Педагог социальный Иванькова В.В., Классные руководители |
3. |
Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
февраль |
Семинар-практикум |
Классные руководители |
4. |
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
апрель |
Семинар-практикум |
Педагог социальный Иванькова В.В. |
3-е классы |
||||
1. |
Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
сентябрь |
Беседа |
Классные руководители |
2. |
«Семья и ее значение в воспитании детей». |
октябрь |
Дискуссия |
Педагог-психолог Громова Е.Н., классные руководители |
3. |
В Новый год без правонарушений. |
декабрь |
Лекция |
Педагог социальный Иванькова В.В., Классные руководители |
4. |
Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
апрель |
Круглый стол |
Педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |
4-е классы |
||||
1. |
«Семья и ее значение в воспитании детей». |
октябрь |
Дискуссия |
Педагог-психолог Громова Е.Н., классные руководители |
2. |
Возрастные психофизио-логические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
ноябрь |
Лекция |
Педагог-психолог Громова Е.Н. |
3. |
В Новый год без правонарушений. |
декабрь |
Лекция |
Педагог социальный Иванькова В.В., Классные руководители |
4. |
Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
февраль |
Дискуссия |
Педагог-психолог, классные руководители |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся I-IV классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
1 |
Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе |
Педагог-психолог Громова Е.Н., педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |
2 |
Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением |
Педагог-психолог Громова Е.Н., педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |
3 |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
Педагог-психолог Громова Е.Н., педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул |
Педагог-психолог Громова Е.Н., педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №26 Г.ГОМЕЛЯ»
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
5-е классы |
||||
1. |
«Семья и ее значение в воспитании детей». |
октябрь |
Дискуссия |
Педагог-психолог Микулич Е.В.., классные руководители |
2. |
Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Результаты диагностики. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
ноябрь |
Семинар-практикум |
Классные руководители, педагог-психолог Микулич Е.В. |
3. |
В Новый год без правонарушений. |
декабрь |
Лекция |
Педагог социальный Иванькова В.В., Классные руководители |
4. |
Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
февраль |
Круглый стол |
Педагог-психолог Микулич Е.В., педагог социальный Иванькова В.В. |
5. |
Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
апрель |
Дискуссия |
Педагог-психолог Микулич Е.В., классные руководители |
6-е классы |
||||
1. |
«Семья и ее значение в воспитании детей». |
октябрь |
Дискуссия |
Педагог-психолог Микулич Е.В., классные руководители |
2. |
В Новый год без правонарушений. |
декабрь |
Лекция |
Педагог социальный Иванькова В.В., Классные руководители |
3. |
Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
семинар-практикум |
педагог-психолог Микулич Е.В., педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |
4. |
Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
май |
Круглый стол |
Педагог-психолог Микулич Е.В., педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |
7-е классы |
||||
1. |
«Семья и ее значение в воспитании детей». |
октябрь |
Дискуссия |
Педагог-психолог Микулич Е.В., классные руководители |
2. |
В Новый год без правонарушений. |
декабрь |
Лекция |
Педагог социальный Иванькова В.В., Классные руководители |
3. |
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. |
февраль |
Семинар-практикум |
Педагог-психолог Микулич Е.В. |
4. |
Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
апрель |
Круглый стол |
Педагог социальный Иванькова В.В., Классные руководители |
8-е классы |
||||
1. |
«Семья и ее значение в воспитании детей». |
октябрь |
Дискуссия |
Педагог-психолог Микулич Е.В., классные руководители |
2. |
Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
ноябрь |
Беседа |
Педагог-психолог Микулич Е.В., классные руководители |
3. |
В Новый год без правонарушений. |
декабрь |
Лекция |
Педагог социальный Иванькова В.В., Классные руководители |
4. |
Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. |
апрель |
Круглый стол |
Педагог-психолог Микулич Е.В., классные руководители |
9-е классы |
||||
1. |
«Семья и ее значение в воспитании детей». |
октябрь |
Дискуссия |
Педагог-психолог Микулич Е.В., классные руководители |
2. |
В Новый год без правонарушений. |
декабрь |
Лекция |
Педагог социальный Иванькова В.В., Классные руководители |
3. |
Правильно сделанный выбор – будущее вашего ребенка. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? |
февраль |
Конференция |
Педагог-психолог Микулич Е.В., классные руководители |
4. |
Как помочь ребенку при подготовке к экзаменам. Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. |
апрель |
Семинар-практикум |
Педагог-психолог Микулич Е.В., классные руководители |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
5 |
Мой ребенок становится подростком Ребенок в коллективе сверстников Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Трудности адаптационного периода. Ответственность родителей за воспитание детей |
Педагог-психолог Микулич Е.В., педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? |
Педагог-психолог Микулич Е.В., педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |
7 |
Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение |
Педагог-психолог Микулич Е.В., педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания |
Педагог-психолог Микулич Е.В., педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
Педагог-психолог Микулич Е.В., педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №26 Г.ГОМЕЛЯ»
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
|
10-е классы |
||||
1. |
«Семья и ее значение в воспитании детей». |
октябрь |
Дискуссия |
Педагог-психолог Микулич Е.В., классные руководители |
2. |
В Новый год без правонарушений. |
декабрь |
Лекция |
Педагог социальный Иванькова В.В., Классные руководители |
3. |
Ваш ребенок вырос. Особенности подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски подросткового возраста |
февраль |
Круглый стол |
Педагог-психолог Микулич Е.В., классные руководители |
4. |
Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
апрель |
Семинар-практикум |
Педагог-психолог Микулич Е.В., педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |
11-е классы |
||||
1. |
«Семья и ее значение в воспитании детей». |
октябрь |
Дискуссия |
Педагог-психолог Микулич Е.В., классные руководители |
2. |
В Новый год без правонарушений. |
декабрь |
Лекция |
Педагог социальный Иванькова В.В., Классные руководители |
3. |
Правильно сделанный выбор – будущее вашего ребенка. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? |
февраль |
Конференция |
Педагог-психолог Микулич Е.В., классные руководители |
4. |
Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
Апрель |
Семинар-практикум |
Педагог-психолог Микулич Е.В., классные руководители |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
10. |
Психофизиологические особенности десятиклассников Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников. Закон и ответственность несовершеннолетних Вредные привычки. Кем быть и каким быть? Как помочь в выборе профессии? |
Педагог-психолог Микулич Е.В., педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |
11 |
Трудности личностного роста и их влияние на обучение Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личности Помощь в выборе профессии. Роль родителей. |
Педагог-психолог Микулич Е.В., педагог социальный Иванькова В.В., классные руководители |